Утверждены постановлением главы администрации района от « 18 » июля 2012 г. № 956 (с изменениями, внесенными постановлением главы администрации района от 12.01.2015 г. № 01) Квалификационные требования к должностям муниципальной службы муниципального района «Прохоровский район» 1. Общие положения 1.1. Должности муниципальной службы муниципального района «Прохоровский район» (далее – должности муниципальной службы) подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы. 2.1. В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. 3.1. Под квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам понимаются требования к профессиональным компетенциям, которыми должен обладать муниципальный служащий района для выполнения возложенных на него должностных обязанностей. 4.1. Требования к профессиональным компетенциям муниципального служащего включают в себя: - требования к общим профессиональным компетенциям, которыми должны обладать муниципальные служащие, замещающие должности всех целевых групп должностей муниципальной службы; - требования к специальным профессиональным компетенциям, которые устанавливаются в зависимости от целевой группы замещаемой должности муниципальной службы Прохоровского района в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы Прохоровского района; - требования к профессиональным компетенциям по предметной области деятельности, которые определяются спецификой профессиональной 2 служебной деятельности муниципального служащего. 2. Требования к общим профессиональным компетенциям 2.1. Требованиями к общим профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности всех целевых групп должностей муниципальной службы, являются: – знание Конституции Российской Федерации, Устава муниципального района «Прохоровский район», основ федерального и областного законодательства о муниципальной службе, основ управления и организации труда, делопроизводства и Правил внутреннего трудового распорядка; – знания в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ): аппаратного и программного обеспечения, возможностей и особенностей применения, современных ИКТ в органах местного самоуправления, включая использование возможностей межведомственного документооборота, общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; – навыки владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией (работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, работы в операционной системе, управления электронной почтой, работы в текстовом редакторе, работы с электронными таблицами и базами данных, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет); – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; грамотное написание текста на русском языке. 3. Требования к специальным профессиональным компетенциям муниципальных служащих администрации муниципального района «Прохоровский район» 3.1. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «руководители» высшей группы должностей, являются: – умение представлять образ будущей ситуации, разрабатывать стратегии развития социальных сегментов; – умение принимать решения, основанные на широком круге факторов, анализировать возможные последствия решений, готовность брать ответственность за результат; – умение управлять своим временем и временем подчиненных для достижения оптимального результата путем рационального распределения обязанностей, делегирования полномочий, расстановки приоритетов; – умение определять задачи, распределять их, расставляя приоритеты, контролировать ход выполнения отдельных заданий, в том числе сроки, создавать систему правил и норм, приводящую к достижению результата; 3 – стремление находить оптимальные пути для достижения результата, не отвлекаясь на второстепенные задачи, способность просчитывать варианты альтернативных действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций; – способность последовательно контролировать исполнение, осуществлять корректирующие действия в случае возникновения проблем, умение выбирать форму контроля в зависимости от компетентности сотрудника, умение оценивать процесс достижения результата подчиненными; – знание путей развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики; – умение анализировать информацию, выделяя главное, мыслить вариативно, предлагая несколько различных решений проблем; видение взаимосвязей между элементами и умение находить оптимальное решение; – готовность нести ответственность за свои решения и решения своих подчиненных; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, развитие своих подчиненных, в том числе путем предоставления практической поддержки и помощи; – умение проводить совещания, убеждать, управлять поведением людей в конфликтных ситуациях; владение навыками публичного выступления перед собранием; – умение объединять людей вокруг своей идеи, формировать команду, стимулировать ее эффективную работу; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и утвержденными должностными инструкциями, умение отстаивать свои права; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение разрабатывать и оформлять проекты, управлять одним из направлений проекта; – знание финансово-экономических аспектов государственного и муниципального управления; – знание правовых аспектов в области ИКТ, программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ, правовых аспектов в сфере предоставления муниципальных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ; – навыки стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения, современных ИКТ в органах местного самоуправления, работы с системами управления проектами. 3.2. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «руководители» главной группы должностей, являются: 4 – умение принимать решения, рассматривать ряд вариантов, в случае очевидных последствий нести ответственность за результат; – умение управлять своим временем и временем подчиненных для достижения оптимального результата путем рационального распределения обязанностей, делегирования полномочий, расстановки приоритетов; – умение определять задачи, распределять их, расставляя приоритеты, контролировать ход выполнения отдельных заданий, в том числе сроки, создавать систему правил и норм, приводящую к достижению результата; – стремление находить пути для достижения результата в стандартной ситуации и способность оценивать ресурсы; – способность контроля и оценки результатов деятельности подчиненных в стандартных ситуациях; – владение знаниями о путях развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики; – видение разных факторов, влияющих на ситуацию, структурированный подход к решению проблем, нахождение взаимосвязей между элементами в стандартных ситуациях; – умение применять установленные стандарты, правила и процедуры в соответствии с конкретной ситуацией, способность двигаться в новом направлении при изменении ситуации; – готовность нести ответственность за свои решения и решения своих подчиненных; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, развитие своих подчиненных, в том числе путем предоставления практической поддержки и помощи; – умение проводить совещания, убеждать, управлять поведением людей в конфликтных ситуациях; владение навыками публичного выступления перед собраниями; – умение объединять людей вокруг своей идеи, формировать команду, стремясь поддерживать в команде дух сотрудничества; – способность предлагать новаторские решения; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и установленными регламентами, умение отстаивать свои права; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение выполнять отдельные функции в проекте; – знание финансово-экономических аспектов государственного и муниципального управления; – знание правовых аспектов в области ИКТ, программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ, правовых аспектов в сфере предоставления муниципальных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ; – навыки стратегического планирования и управления групповой дея- 5 тельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ в органах местного самоуправления, работы с системами управления проектами. 3.3. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «помощники» главной группы должностей, являются: – умение управлять своим временем для достижения оптимального результата, способность к ежедневному оперативному планированию работы; – владение знаниями о путях развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики в рабочих ситуациях; – умение гибко адаптировать тактику своих действий и действовать в соответствии с конкретной ситуацией или особенностями поведения того или иного человека; – готовность нести ответственность за собственные решения; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, планирование пути своего дальнейшего профессионального развития; – умение убеждать, находить аргументы для изменения точки зрения или поведения других людей, управлять поведением людей в конфликтных ситуациях; владение навыками публичного выступления перед собранием; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и установленными регламентами; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение правильно оформлять документы, знание процедуры их согласования, утверждения, хранения и перемещения; – навыки подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах. 3.4. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «специалисты» ведущей группы должностей, являются: – умение управлять своим временем для достижения оптимального результата, способность к ежедневному оперативному планированию работы; – стремление находить пути для достижения результата в стандартной ситуации и способность оценивать ресурсы; – наличие знаний о путях развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики в рабочих ситуациях; – умение применять установленные стандарты, правила и процедуры в соответствии с конкретной ситуацией, способность двигаться в новом на- 6 правлении при изменении ситуации; – готовность нести ответственность за собственные решения; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, планирование пути своего дальнейшего профессионального развития; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и утвержденными должностными инструкциями; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение правильно оформлять типовые документы, знание процедур их согласования, утверждения, хранения и перемещения; – навыки подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах. 3.5. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «специалисты» старшей группы должностей, являются: – умение управлять своим временем для достижения оптимального результата, способность к ежедневному оперативному планированию работы; – стремление находить пути для достижения результата в стандартной ситуации и способность оценивать ресурсы; – наличие знаний о путях развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики в рабочих ситуациях; – умение применять установленные стандарты, правила и процедуры в соответствии с конкретной ситуацией, способность двигаться в новом направлении при изменении ситуации; – готовность нести ответственность за собственные решения; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, планирование пути своего дальнейшего профессионального развития; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и утвержденными должностными инструкциями; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение правильно оформлять типовые документы, знание процедур их согласования, утверждения, хранения и перемещения; – навыки подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах. 4. Требования к специальным профессиональным компетенциям муниципальных служащих городского (сельского) поселения 7 4.1. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «руководители» главной группы должностей, являются: – умение представлять образ будущей ситуации, разрабатывать планы реализации стратегии; – умение принимать решения, основанные на широком круге факторов, анализировать возможные последствия решений, готовность брать ответственность за результат; – умение управлять своим временем и временем подчиненных для достижения оптимального результата путем рационального распределения обязанностей, делегирования полномочий, расстановки приоритетов; – умение определять задачи, распределять их, расставляя приоритеты, контролировать ход выполнения отдельных заданий, в том числе сроки, создавать систему правил и норм, приводящую к достижению результата; – стремление находить пути для достижения результата в стандартной ситуации и способность оценивать ресурсы; – способность контроля и оценки результатов деятельности подчиненных в стандартных ситуациях; – владение знаниями о путях развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики; – видение разных факторов, влияющих на ситуацию, структурированный подход к решению проблем, нахождение взаимосвязей между элементами в стандартных ситуациях; – умение применять установленные стандарты, правила и процедуры в соответствии с конкретной ситуацией, способность двигаться в новом направлении при изменении ситуации; – готовность нести ответственность за свои решения и решения своих подчиненных; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, развитие своих подчиненных, в том числе путем предоставления практической поддержки и помощи; – умение проводить совещания, убеждать, управлять поведением людей в конфликтных ситуациях; владение навыками публичного выступления перед собранием; – умение объединять людей вокруг своей идеи, формировать команду, стремясь поддерживать в команде дух сотрудничества; – способность предлагать новаторские решения; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и утвержденными должностными инструкциями, умение отстаивать свои права; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение выполнять отдельные функции в проекте; 8 – знание финансово-экономических аспектов государственного и муниципального управления; – знание правовых аспектов в области ИКТ, программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ, правовых аспектов в сфере предоставления государственных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ; – навыки стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ в органах местного самоуправления области, работы с системами управления проектами. 4.2. Требованиями к специальным профессиональным компетенциям, предъявляемыми к муниципальным служащим, замещающим должности целевой группы должностей муниципальной службы «специалисты» старшей группы должностей, являются: – умение управлять своим временем для достижения оптимального результата, способность к ежедневному оперативному планированию работы; – стремление находить пути для достижения результата в стандартной ситуации и способность оценивать ресурсы; – наличие знаний о путях развития общества и государства, восприятие ситуаций и решение задач с позиции государственных приоритетов; – следование социальным стандартам и требованиям служебной этики в рабочих ситуациях; – умение применять установленные стандарты, правила и процедуры в соответствии с конкретной ситуацией, способность двигаться в новом направлении при изменении ситуации; – готовность нести ответственность за собственные решения; – постоянное профессионально-квалификационное развитие, в том числе посредством самообразования, планирование пути своего дальнейшего профессионального развития; – руководство в работе правовыми знаниями и убеждениями в соответствии с законодательством и утвержденными должностными инструкциями, умение отстаивать свои права; – знание структуры общественных институтов, особенностей построения системы государственного и муниципального управления; – умение правильно оформлять типовые документы, знание процедур их согласования, утверждения, хранения и перемещения; – навыки подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах. 5. Требования к профессиональным компетенциям по предметной области деятельности 9 5.1. Требования к профессиональным компетенциям по предметной области деятельности устанавливаются для всех целевых групп должностей муниципальной службы. 5.2. Требования к профессиональным компетенциям по предметной области деятельности включают в себя: - знание основных законодательных актов по предметной области деятельности; - специфические профессиональные знания и умения по предметной области деятельности. 5.3. Требования к специфическим профессиональным знаниям и умениям по предметной области деятельности включают в себя требования к наличию высшего (среднего) профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Также в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности. Типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности включают: 1) к высшим должностям муниципальной службы – наличие высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности не менее трех лет; 2) к главным должностям муниципальной службы – наличие высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности не менее трех лет; 3) к ведущим должностям муниципальной службы – наличие высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности не менее одного года; 4) к старшим и младшим должностям муниципальной службы – наличие среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу. 5.4. Наличие профессионального образования необходимого направления подготовки (специальности) подтверждается документом государственного образца о высшем (среднем) профессиональном образовании. В случае если документ о высшем (среднем) профессиональном образовании не отвечает требуемым направлениям подготовки (специальностям), учитывается документ государственного образца о профессиональной переподготовке по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). 5.5. Разработка требований к профессиональным компетенциям по предметной области деятельности осуществляется в процессе формирования профилей компетенций. 6. Заключительные положения 10 Дополнительные квалификационные требования к должности главы администрации муниципального района, замещаемой на основании контракта, устанавливаются Уставом муниципального района «Прохоровский район»; дополнительные квалификационные требования к должности главы администрации сельского (городского) поселения, замещаемой на основании контракта, устанавливаются Уставом соответствующего поселения.